«И, взяв девицу за руку, говорит ей «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань», - сказал Иисус Христос умершей дочери Иаира (Мк. 5; 41). «И возвратился дух её; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.» (Лк. 8; 55). Кто эта девочка, и что значит её история сегодня? Какая жажда или недуг её преследовал, и что утолило жажду?
Вот дожил до сорока лет, даже перевалил за этот рубеж и понимаешь, что накопил багаж. Он тянет вниз, хочется присесть, а иногда и прилечь по-обломовски. Усталость дает о себе знать, тщетность многих усилий стала очевидна. Не то, чтобы ты умер душой, нет, но как-то уже и не живешь в полной мере, по-настоящему, как раньше: чувства притупились, желания упростились и приземлились, задор иссяк. Короче говоря, только присел передохнуть, а в голове уже гремит кимвалом «встань и иди». Это отзвук нашей титанической цивилизации, требующей постоянного движения, новых подвигов, работы, суеты и преодоления себя ради нее. По молодости просто встаешь и бежишь, не задумываясь зачем и куда. Главное, чтобы результаты были впечатляющими и всем на зависть: посмотрите, дескать, как у меня все хорошо или даже «шоколадно»! И сам ведь веришь, что коричневый цвет твоей жизни - это именно шоколад, а не иная суспензия.
Иногда прямо говоришь своему Ангелу Хранителю: вся моя жизнь - сплошное преодоление вязкого болота мелких надобностей и трудностей. Все время какой-то надрыв, а где радость бытия или хотя бы свет в конце туннеля? Где большой и важный смысл жизни, ради которого самому захочется встать и идти, а не потому что надо. Дай ответ! Ангел молчит, не дает ответа…
«Все вещи - в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием», все дела под солнцем - суета сует и томление духа (Еккл. 1; 9-14), включая мудрость и знание. Вот пишешь, к примеру, диссертацию - собираешь материалы, изучаешь, план работы готовишь. И тут вроде бы смысл есть, но главное все равно не останавливаться. Потому что, если остановишься, то задумаешься и поймешь, что это по большому счету напрасное усилие. Преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою. Это еще Екклесиаст сказал. Мудрый понимает, что происходит, а глупый живет во тьме. Но умрут оба, и забудут обоих. Так что в масштабе вечности - все это напрасная суета.
Внутрь себя в принципе заглянуть страшно, да и навыка нету. Ну, предположим, заглянул - там темно, не видать ничего. Разбираться, вглядываться не охота. Внимание удерживает в памяти события последних 1-2 дней, а саморефлексия обнаруживает лишь набор накопленных за это время чувств и сиюминутных впечатлений. Какая-то невыразимая легкость бытия получается, по Кундере. Надо срочно «утяжеляться», а не то оглянешься на дела рук своих, и на труд, которым трудился, делая их: и вот снова все -суета и нет от них пользы под солнцем!
Что ж, ничего не делать? Прилечь на диван и не суетиться? Прилечь можно, но с тем, чтобы потом встать и идти. Правильное направление движения должен подсказать твой трезвый ум. Это не в том смысле, что не пьяный, а в том, что успокоенный от забот, молчаливый, без суетных мыслей. Вот сидишь, например, у себя дома и не бегаешь по делам, не звонишь никому, не смотришь ничего - не выкипаешь. И тебе хорошо, не скучно и не одиноко, без суеты, разговоров, фейсбука и проч. Это состояние мира душевного. Преподобный Серафим Саровский говорил о стяжании Духа мирна и утверждал, что вокруг стяжавшего тысячи других спасутся. Авва Антоний Великий, египетский отшельник, сбежавший одним из первых от суеты мира, говорил блаженной Феодоре о необходимости успокоиться, молчать, сидеть в своей келье и собирать свой ум в себе, молиться. Вот это и есть трезвый ум, адекватность. Такой ум понимает, что важно в первую очередь, а что подождет; что правда, а что ложь. Путь к такому состоянию ума - через преодоление рассеянности и суеты. Ну нет, это долго и сложно. Какой тут покой, когда чувства бушуют в море житейском, и доминируют среди них тревога и забота о завтрашнем дне. А все от чего? От того, что нет жажды правды и поиска её! «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5;6 ). Ан нет - нет ни сытости, ни печали об её отсутствии, самой жажды нет… «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6;33-34). Масштаб стремлений сегодня отменил жажду правды, заменил её суетой и заботой о завтрашнем дне.
Поэтому снова включается внутренний метроном - надо вставать и идти, бежать от тревоги, обслуживая чьи-то процессы. А куда, зачем? К стати, у этих вопросов есть чисто обломовское прочтение. Вот куда отсутствие жажды правды приводит - наступает сон души. Тянет поразмышлять над фундаментальными вопросами жизни на диване, сначала поволноваться, а потом успокоиться. Вот оно разнообразие переживаний и опыта! «Уже легкое, приятное онемение пробежало по членам его и начало чуть-чуть туманить сном его чувства, как первые, робкие морозцы туманят поверхность вод; еще минута - и сознание улетело бы Бог весть куда, но вдруг Илья Ильич очнулся и открыл глаза. «А ведь я не умылся! Как же это? Да и ничего не сделал, - прошептал он» [И.А. Гончаров, «Обломов»]. Момент трезвения ума у Ильи Ильича наступил, но быстро прошел.
Если взгляд внутрь себя не удается, то можно оглядеться по сторонам, чтобы сразу понять, что и там не лучше - тоже сплошная суета и томление духа, обогрев воздуха. Как, например, чувствуешь себя, заглядывая в потемки чужой души? А ведь их надо чтить, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна - все равно: смотри и чти и не плюй. Вот пришел к тебе друг или подруга и рассказывает свою историю, а тебе сразу все ясно и понятно, чем рассказ закончится. И снова томление духа, теперь уже у обоих, хоть и по разному поводу у каждого.
«Встань, оботри пальто, почисти штаны, отряхнись и иди. Попробуй хоть шага два, а дальше будет легче», - говорит ангел Венечке Ерофееву, или он сам себе говорит. Не важно. Важно отогнать сон души, приводящий её к смерти. Девочка в евангельской притче о чуде Христа - это душа. Если ей 12 лет и рядом Спаситель, то есть шанс воскреснуть. А если нет? И нет Иаира, который пойдет и за тебя попросит о помощи?..
Талифа куми!