ХХ век принес много испытаний русскому народу и национальной культуре: рухнул традиционный уклад жизни, исчез духовный тип мысли, стерлись основы национального самосознания. Если нет своего образа мысли, своей метафизики, то исчезают и смысловые фильтры. Мы стали видеть мир через "чужие очки": сквозь пропаганду, дезинформацию с ее "альтернативными фактами" или просто чужую меру жизненного смысла. Не плохую и не хорошую - просто чужую. Она предполагает свои цели и способы их достижения. Вот только кто же тогда мы? Какова наша культурная мера?
Современный мир - пространство бинарных оппозиций: свой - чужой, богатый - бедный, друг - враг, мир -война, верующий - неверующий. Такое двоичное, черно-белое видение мира - причина противостояния, конкуренции и даже войны. Мы же, хочется верить, традиционно люди "троичные". Наше число "3" - число мира и любви, производное от Святой Троицы. Человек в такой системе миропонимания встречается с другим через Бога, узнает в другом образ Божий и так встречается с собой.
Нынешняя ситуация культурного голода и идейной неопределённости может стать началом конца целого народа. Человек объективно мельчает, теряет чувство священного, сосредотачивается на себе и на сиюминутном удовольствие, душой превращаясь в насекомое, а народ рискует превратиться в население. Как писал А.С. Хомяков:
И сынов твоих покинет
Мысли ясной благодать.
Нравственное и культурное возрождение возможно, если вспомнить и переосмыслить нашу историю и культуру, осознать себя народом и определить свое место в мировой культуре, оставив навязчивые сравнения с Западом и Востоком. Сегодня мы, как никогда, духовно и культурно разоружены. Воспитание самосознания в духе традиционной культуры и диалог с собой - это актуальные личные задачи каждого. Важно воспринять именно положительный опыт (критика не поможет преодолеть кризис), "ибо силу преодоления дает только творческая причастность к положительным принципам, началам и ценностям" (Н.П. Ильин).
Суть нашей культурной традиции традиции, цитируя того же Н.П. Ильина, состоит в обращении ко «внутреннему человеку». Если этого обращения нет, то происходит отрыв от своей метафизической почвы - и это трагедия, поскольку метафизические стремления и потребности сохраняются, но больше не удовлетворяются. Или "своё" замещается чужеродным. "Иное" хорошо и полезно, но только в той мере, в какой мы можем его воспринять и сделать своим. Иначе происходит замещение и культура умирает вместе с народом-носителем. Наступает фаза гомеостаза, по Л.Н. Гумилеву.
Вдохновившись размышлениями ученых и философов о судьбах культуры, мы создали свой Центр, чтобы участвовать в общем культурном процессе, направленном на преодоление "вторичного смесительного упрощения" (в терминологии К. Леонтьева). Мы обращаемся прежде всего к "внутреннему человеку", наблюдаем за культурными изменениями с его позиций, пытаемся оценить их влияние на мироощущение этого человека и его образ мыслей, стараясь заметить то вечное и непреходящее, что сохраняется в культуре веками и образует ее "цветущую сложность".