8 октября празднуется день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, основателя Свято-Троицкой Лавры. День смерти в христианской традиции отмечается как праздник, потому что это день перехода в вечную жизнь, день упокоения и воссоединения с Богом. Для верующих, во всяком случае, это именно так.
Св. Сергий родился более шестисот лет назад, умер более пятисот. Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России.
Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность - сочетание в одном рассеянных черт всех русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвная канонизация в народного святого.
Преп. Сергий жил в эпоху монгольского завоевания, время разгрома государственной и культурной жизни Руси. Так велико было разорение, принесенное татарами, и так тяжела борьба за существование, что всеобщее окружение и одичание были естественным следствием. Около столетия в Русской Церкви не было новых святых, а единственная форма святости в то время - святость общественного подвига. Защита народа от гибели заслонила другие подвиги. В это время расцветает пустынножительство - монахи уходят из городов, городские монастыри пустеют.
Главою и учителем нового пустынножительного иночества на Руси стал преподобный Сергий. Большинство святых XIV - начала XV века были его учениками и «собеседниками», испытавшими его духовное влияние. Это и преп. Кирилл Белозерский, основатель Кирилла-Белозерского монастыря, и св. Сергий, пришедший на остров Валааам, и св. Пахомий, основавший в костромских лесах Нерехтский монастырь, святые Степан Махрищский и Дмитрий Прилуцкий.
Житие преп. Сергия Радонежского было написано Епифанием Премудрым, знавшим преподобного при жизни. Епифаниевна биография - единственное древнерусское житие, широко известное до сих пор. Это избавляет от необходимости пересказывать его здесь.
Есть два мистически-значительных предания, относящихся к детству преподобного, когда он еще был отроком Варфоломеем. Одно говорит о посвящении его Пресвятой Троице еще до рождения в троекратном утробном вопле младенца во время литургии. Еще до рождения его родителям, боярам Ростовским Кириллу и Марии, предрекли славную судьбу младенца. О том же говорит и таинственный странник, благословивший отрока. Этот сюжет прекрасно передан на картине М.В Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Похоронив родителей, Варфоломей зовет своего старшего брата Стефана, уже постригшегося в монахи, «на взыскание места пустынного». Это он берет почин подвига нового, необычного. Варфоломей вообще не имел учителя в своей духовной жизни. Став в монашестве Сергием, он сам находит свой путь, с помощью Божией. Избранное им урочище (Маковец) находилось в четырнадцати верстах от Радонежа и в десяти - от Хотьковского монастыря, где постриглись его родители и брат. Это уже совсем другой образ жизни и характер подвига, не сопоставимый с городским или пригородным монастырем. Вокруг лес, звери и нужда добывать себе пищу в поте лица. В этом уже есть отличие северной Фиваиды от южной, созерцательной, - Египта.
Пустынножитель, помимо своей воли, превращается в игумена монастыря: к нему стекаются ученики и селятся рядом, чтобы разделить труды суровой жизни, духовного подвига и стяжать благодать. Возникает община, создается монастырь, и преп. Сергий возвращается из излюбленной пустыни в человеческий мир, хотя и замкнутый монастырской оградой.
Основоположник нового иноческого пути, преп. Сергий не изменяет основному типу русского монашества, как он сложился еще в Киеве в XI веке. Образ Феодосия Печерского явно проступает в нем: телесные труды, сила и крепость, «худые ризы», которые, как у киевского игумена, вводят в искушение незнакомых людей. Как и Феодосий, во дни голода Сергий уповает на Бога и обещает скорую помощь: и помощь является в виде хлеба, пожертвованного тайными благотворителями.
Смиренная кротость - основная духовная ткань личности преп. Сергия. Он не наказывает своих духовных чад за проступки, уходит от споров о старшинстве и игуменстве в монастыре, когда такой спор возникает, чтобы не вводить в еще больший грех других и себя. Только приказание начальства заставляет его вернуться назад, куда его призывала раскаявшаяся братия. И чудеса святого благодетельны и безгрешны: он не карает грешников. В самих чудесах своих св. Сергий умаляется, принижает свою духовную мощь: оживляет мертвого ребенка и говорит отцу, что тот не умирал, но лишь уснул; изводит воду из земли и запрещает братии называть источник Сергиевым. При жизни преп. Сергий удостаивался видений свыше: сослужение ангела и явление Пресвятой Богородицы. Его мистический опыт был созвучен аналогичному движению на православном Востоке - движению исихастов, практиков «умной молитвы» - идущему от св. Григория Синаита с середины XIV века.
С середины, особенно с конца XIV в. начинается, а точнее возобновляется, сильное греческое и славянское влияние на северную Русь, где подвизался преподобный и его ученики. Изучаются греческие рукописи, сам св. Сергий принимал у себя греческого епископа и получал грамоты от константинопольского патриарха. Библиотека Троицкой лавры хранит древнейшие славянские списки Григория Синаита, сочинения Симеона Нового Богослова. Пути духовных влияний таинственны и не исчерпываются прямым учительством и подражанием. В истории неоднократно случаются единовременные духовные или культурные движения - созвучные, хотя и не зависимые друг от друга. Светоносные видения преп. Сергия можно сопоставить с Фаворским светом исихастов.
От мистики до политики огромный шаг. Но преподобный Сергий сделал его, как сделал шаг от отшельничества к общежитию. Он стал национальным заступником Руси. Князья московские и удельные посещали Сергия в его обители, и сам он выходил к ним. Крестил сына Дмитрия Донского, брал на себя выполнение политических поручений. При этом он остается послушен митрополиту Алексию. Это по его поручению св. Сергий направляется в Нижний Новгород мирить братьев-князей. В другой раз преп. Сергий ездил послом к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению с московским князем Дмитрием. Всякий русский помнит благословение преподобного Сергия, данное Дмитрию Донскому на битву с Мамаем на Куликовом поле. Летопись рассказывает, что св. Сергий дал князю Дмитрию двух своих иноков, из бывших бояр, Пересвета и Ослябю.
Преподобный не принял предложения митрополита Алексия стать его преемником. В его завершенной святости, по-видимому, не было места для тяжелых конфликтов. Мистик и политик, отшельник и киновит совместились в его благодатной полноте. Пути учеников св. Сергия в новом веке, однако, разойдутся.
Составитель Е. Аккуш
На основе статьи Г.П. Федотова «Святые Древней Руси»