Поэтому в качестве названия для этой статьи из памяти удалось извлечь название романа Роберта Музиля «Человек без свойств». В случае с «Московской готикой» свойства есть у комнаты, пространства за окном, даже у черной собаки, свернувшейся у ног героини на красном коврике ( – но нет их у героини. Она их утратила, в память о чем, как на могиле, стоит единственная роза в вазе на буфете справа. Бутон, естественный по цвету и натуральный по форме, повторяет цвет и форму головы героини. Жизнь продолжается в цветке? Нет в героине ничего индивидуального, ничего характерного, кроме процитированной позы и геометрии Малевича – это окончательная победа знака над человеком.
Пивоваров в целом отступает в этой картине от своих концептуалистских методов. У него здесь появляется красочная палитра, цветовые пятна в стиле Малых голландцев тщательно уравновешивают друг друга и образуют гармоничную композицию; сохранено единство пространства (нет характерного соединения автономных пространств на одном холсте). А самое главное – художник отступает от концепции «открытой живописи». «Московская готика» - самодостаточная картина с таинственным и загадочным содержанием. Это не пустое место в стилистике «Черного квадрата». В ней имеется эстетическая ценность (хотя это эстетика постмодернизма), содержательное (концептуалистское) наполнение притягивает внимание зрителя своими загадками. «Открытость» картины проявляется в том, что, не смотря на завершенность композиции, зритель получает возможность продолжить размышления автора и наполнить предъявленное своими эйдотическими интерпретациями. И тогда раскрашенная икеевская фигурка сможет приобрести свойства. А, может быть, в этом и состоял замысел Виктора Пивоварова? Он ведь не бунтарь, а «певец позитивного одиночества», как он утверждал о себе сам. Художник не ставил задачи кого-то уличить, раскритиковать, он просто предъявил нам нас самих в таком неожиданном образе.
Екатерина Аккуш
Магистрант РГХПУ им. Строганова
Использованная литература:
1. Бобринская Е.А. Концептаулизм. М., 1994.
2. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. Париж, 1979.
3. Куликова С.О. Позитивное одиночество Виктора Пивоварова.
4. Пивоваров В. Влюбленный агент. М., 2018
5. Якимович А. Вершины двадцатого века. Беседы о проблемах искусства и культуры. Книга 2. М., 2021.