Стремление выделяться, казаться лучше других пришло из Америки. Там оно зародилось несколько десятилетий назад. Американские социальные критики быстро заметили неладное и обозначили появление проблемы, но общество их не услышало. По крайней мере, ничего не изменилось. Теперь же нарциссическая накипь на культурном теле Америки довольно резво распространяется за пределы страны по всему миру, как вирус. Вместе с их поп-музыкой, фильмами, посредством СМИ и интернета. Блестящая обертка видимого благополучия привлекает многих. Это как фаст-фуд для души: раз – и быстро сыт, но вот потом вес зашкаливает, количество сахара в крови тянет на диабет, в сосудах тромбы и проч. Но это же потом! Нарциссизм сегодня перестал давать сиюминутную сытость, ударила волна накопленного результата – и началась пандемия нарциссизма: вирусы самозацикленности, тщеславия, материализма и «гламура» поразили большинство населения планеты.
Единой вакцины от этого вируса еще не придумали, но противоядия уже есть. Это и борьба с монополиями (на поставку какого бы то ни было культурного продукта), дабы ее владельцы не возомнили себя тем, кем они не являются. Это обретение (или возвращение к) религиозной идентичности – важнейшему «антисептику» против вируса нарциссизма. Христианская вера, например, ведет к осознанию эгоизма, пошлости и культа оборотистости как греха. Если не удастся переменить состояние ума после покаяния, то хотя бы получится отказаться от непроницаемой уверенности в собственной правоте и знании «как надо жить». Этого уже будет достаточно на сегодня, чтобы очнуться от забытья. Главное, в практической плоскости жизни не спутать веру в Бога с самоуверенностью.
Еще одно средство против нарциссизма – это дисциплина. Если родители согласятся, что их родительский долг перед детьми состоит в воспитании с наказанием за проступки, а не в потакании слабостям, то ребенок получит шанс вырасти адекватным человеком, способным выстраивать отношения с другими, и потому более счастливым.
Одно из средств остановки распространения вируса, как мы недавно убедились, это карантин. В данном случае, поможет изоляция нарцисса от общества. Без внимания вирус погибнет не имея питания для роста. Другая мера состоит в уменьшении контактов с инфицированными и одновременным укреплении иммунитета: поддержании здоровых взаимоотношений с другими людьми, сверке с реальностью – много ли я хвастаюсь, любуюсь собой? Иногда стоит просто остановиться и сделать шаг назад, поймать момент и успокоить свое разбушевавшееся эго. Силы души, съедаемые вирусом нарциссизма, поможет восстановить лишь смирение. Оно не имеет ничего общего с самоуничижением, попранием уверенности в себе и подавленностью. Смирение – это, прежде всего, умение правильно оценить себя, без самооправдания, увидеть «нищету своего духа», забыть о внешнем имидже. «Блаженные нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5;3). А оно, Царство это, как известно из того же источника, «внутрь вас есть» (Лк.17;21). Нищие духом не станут хвастаться, ибо нечем.
_______________________
Подготовила Анна Навашина на основе:
1. Jean Twenge and Keith Campbell. The Narcissism Epidemic. Living in the Age of Entitlement.
2. Christopher Lasch. The Culture of Narcissim.
3. Tom Wolfe. The Me Decade.