Информация о наборе в группу
Расписании мероприятий
Исследованиях
Оставьте Ваш вопрос, мы ответим Вам в ближайшее время.
Цель вашего участия
Какой курс Вас интересует
Преображение Господне

О библейских чудесах в обыкновенной жизни
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Б. Пастернак (отрывок из стих. «Август)

Бывает, что человек, которого мы знали близко, который казался знаком, вдруг предстанет по-новому, и мы новыми глазами видим в нем лучшее - тот светлый образ в нем, который обычно сокрыт. Нечто похожее, вероятно, случилось на Фаворской горе: «и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17; 2); и был голос из облака: «Сие есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17; 5). Происходящее испугало учеников Христа, но Он призывает их не бояться (как часто звучит этот призыв в Евангелии - «не бойтесь!») и, спускаясь с горы, запрещает ученикам говорить о случившемся, пока не совершится Его миссия - пока Он не воскреснет (Мф.17; 9). Радость и легкость уносят с собой ученики, побывав в «райских пределах». Укрепленные в вере, соединяют они теперь эти свойства, неслиянно и нераздельно, со своим стремлением к добру и правде.
Преображение Господне
Для того чтобы войти в такое видение, им надо было самим приобщиться в какой-то мере тому, что совершалось. Церковное предание говорит, что эти три ученика представляли собой: Петр – веру, Иоанн – любовь, Иаков – праведность. И вот из глубин своего естества они уловили нечто о совершающемся: увидели свет, который лился от Христа на все окружающее, который делал Его одежды белоснежными, вызывая во всем ответную жизнь и отклик. И они вошли в этот свет и радость. Когда же ученики захотели остаться, Христос им ответил: Нет!.. – и повел их в долину, с высот Фаворской славы в ужас земной нужды и трагедии. Там они встретили отца, который отчаялся в спасении своего ребенка; они застали там других учеников Спасителя, которые ничего не смогли сделать для отца с ребенком.

Фавор, свет и слава Преображения неразлучно связаны с возвращением во тьму мира и с распятием, со смертью, со схождением Христа во ад. А для нас - с безропотным переживанием своих скорбей, с надеждой на спасение. Вглядываясь в Фаворскую тайну, мы вынуждены возвращаться в свою обыкновенную, во многом трагическую жизнь, чтобы принести в нее с собой тот свет Христов, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1;5). Так поступают Его ученики. Это то библейское чудо, которое каждый из нас может совершить в своей жизни - как Христос, по любви. Любовь переплавляет нас из индивидуумов в настоящих людей. Принести с собой свет и радость во тьму и уныние - это призвание, завет Христа спасенному человечеству.
Евгений Львович Шварц (1896-1958)
Об этом рассказывал в своих сказках Евгений Шварц. Почему именно в сказках? Вероятно, потому что только в выдумке можно создать запредельную, чудесную ситуацию, в которой герой пройдет испытание и преобразится. Об этом его «Обыкновенное чудо»: «Какое странное название! Если чудо – значит, необыкновенное! А если обыкновенное – следовательно, не чудо. Разгадка в том, что у нас речь пойдет о любви. Юноша и девушка влюбляются друг в друга – что обыкновенно. Ссорятся – что тоже не редкость. Едва не умирают от любви. И наконец сила их чувства доходит до такой высоты, что начинает творить настоящие чудеса, – что и удивительно и обыкновенно».

Волшебник у Шварца смог превратить медведя в человека, но сделать из него настоящего Человека волшебству оказалось не под силу. Вообще на сцене Шварц не любил чудес, считал, что они отвлекают от главного смысла пьесы. Поэтому чудес у него в сказках почти не происходит, а волшебство носит вспомогательный характер. Единственным настоящим чудом, по Шварцу, вполне в евангельском духе, тоже является человеческое преображение. Оно необходимо каждому, чтобы переплавиться любовью и «не стать больше медведем».
Это к вопросу о тройственности человеческой души (в которой, по А.Ф. Лосеву, соседствуют святое, человеческое и звериное) - кто во время испытания возобладает в нас - зверь или человек? Как преодолеть в себе животное и не стать людоедом? Достижение святости и сияние Фаворским светом - это духовный подвиг, достижение подобия Божия. По свидетельству Н.А. Мотовилова, преподобный Серафим Саровский, говорил с ним однажды из облака света:

преп. Серафим: Что же ты не смотришь на меня?

Мотовилов: Не могу смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

преп. Серафим: Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

(из «Беседы преп. Серафима с Н.А. Мотовиловым»)

Чудо Преображения - не в облаке, опускающимся на Фавор в ночь на 19 августа, это лишь туман в головах. Чудо - в полноте Духа Божия, которая доступна алчущим, по любви Божией. Они, как известно, «алчущие и жаждущие правды» - насытятся (Мф.5; 4).
Отрывки из пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо»:

Хозяин: Глядите! Чудо, чудо! Он остался человеком! Ха-ха-ха! Слышите? Смерть уезжает на своей белой лошаденке, удирает несолоно хлебавши! Чудо, чудо! Принцесса поцеловала его - и он остался человеком, и смерть отступила от счастливых влюбленных.

Охотник: Но я видел, видел, как он превратился в медведя!

Хозяин: Ну, может быть, на несколько секунд, - со всяким это может случиться в подобных обстоятельствах. А потом что? Гляди: это человек, человек идет по дорожке со своей невестой и разговаривает с ней тихонько. Любовь так переплавила его, что не стать ему больше медведем. Просто прелесть! Сейчас же начну творить чудеса, чтобы не лопнуть от избытка сил. Раз! Вот вам гирлянды из живых цветов! Два! Вот вам гирлянды из живых котят! Они тоже радуются и играют. Славно! <…>

Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец!Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них! Мы верим, верим. Любите, любите друг друга, да и всех нас заодно, не остывайте, не отступайте - и вы будете так счастливы, что это просто чудо!

(Занавес)