С этим настроем перекликается поток спонтанности Венички Ерофеева, путешествующего из Москвы в Петушки и обратно. Спонтанно все - действия, мысли, контакты, опасность и даже смерть главного героя. Он, как настоящий Одиссей, по закону жанра, едет к сыну, своему "Телемаху". История, по Борхесу, стандартная - очередное странствие, новое прочтение Одиссеи. И все же есть свой мотив в ерофеевской поэме о его «кузнечике».
«Москва-Петушки» (1969) - это поэма о поражении, о том, как Веничку убьют, проткнув ему горло шилом. Его странствие бессмысленно, как и движение героев Керуака. Он погибает, потому что это не его электричка и не его пространство. Одиссей всегда возвращается с войны, в которой нельзя победить, потому что либо ты должен стать таким, как твой враг, либо сгинуть. Вот такая «побитость» и даже отверженность жизнью. И именно это роднит его с битниками.
Среда обитания Венички, правда, иная - не дорога, как у героев Керуака, а преимущественно водка. Герой, конечно, едет по железной дороге, но это не важно, он даже направление своего движения не фиксирует. Поэтому путешествие кузнечика-Венички происходит не столько в физическом пространстве электрички, сколько в метафизическом - это плавание пьяного сознания. «Ибо жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? и затмение души тоже. Мы все как бы пьяны, только каждый по-своему. И на кого как действует: один смеется в глаза этому миру, а другой плачет на груди этого мира. Одного уже вытошнило, а другого только начинает тошнить».
Социальная убогость (маргинальность) персонажей поэмы - отправная точка. Это все про отречение от привычного мира - у Ерофеева так же, как и у битников, оно является условием проникновения в суть вещей. Но Веничка-герой оказывается не героем вовсе. Есть хорошее старое слово в русском языке «непутевый», человек без пути - вот и битники, и Веничка из этого разряда - утвердившие себя в своем произволе, иллюзиях и капризах. Ведь никто из них себя не преодолевает, никаких счетов с собой не сводит. Они просто болтаются, пуста их свобода и не наполнена никакими смыслами.
Но тем и отличается человек от насекомого, что не может он скакать кузнечиком без смысла и цели, растрачивая свою жизнь на пустяки, увлекаясь волей - призраком свободы. Ни «В дороге», ни в электричке нет пути открытий и созидания, но есть путь в ничто. Ерофеев это понимает, и поэтому его герой погибает. Став «кузнечиком», он деградировал по лестнице Ламарка, о чем образно и ярко рассказал Мандельштам в своем «Ламарке»:
И от нас природа отступила -
Так, как будто мы ей не нужны,
И продольный мозг она вложила,
Словно шпагу, в темные ножны.
И подъёмный мост она забыла,
Опоздала опустить для тех,
У кого зеленая могила,
Красное дыханье, гибкий смех…
О. Мандельштам «Ламарк» (1932)
Герои Керуака, к сожалению, не осознают своей жизненной трагедии вообще. Они растворяются в стихии дороги, свобода им ни к чему (какое уж тут самоопределение и самодостаточность?), ибо сиюминутное блаженство «кузнечиков» оказывается достаточным основанием бытия. Герои не набирают и минимальной высоты в своей жизни, они даже пасть не могут, лишь плюхнуться. Их существование - это сплошное движение по горизонтали, к удовольствие и успокоению собой во всей своей данности. Пошлость становится нормой и отправной точкой «нормальности». Поэтому путь героев Керуака - это обывательская Одиссея.
Мы тоже живем в эпоху упадка и остро чувствуем созвучие с тем временем и его настроением. Но соглашаясь с ним, принимая его как свою данность, мы продолжаем движение вниз. В нас, как и в них, мало радости или ее совсем нет, потому что нет преодоления. Нужно воспитывать свою душу, именно ее нам придется возвращать. Нужно шлифовать ее, а не заниматься еще чем-то. Даже добрые дела - это всего лишь отвлечение, по большому счету. «Я для того, чтобы удержать в себе человека, все ребра себе обломаю, - пишет Марина Цветаева в своем дневнике, - только чтобы он был прав, а не я!» …