Почему перемены несет
Нам судьба, угнетая невинных,
А преступников кара бежит?
Злые нравы зачем остаются
На высоких местах и зачем
Выю гнут людям честным злодеи?
Добродетель таится в тени, -
Свет во тьме, - кару честный несет
За злодея вину? Почему?!
Клятва ложная им не вредит -
Ложь, прикрытая блеском наряда.
Рады силою дерзкой своей,
Пред которой трепещут народы,
Покорять высочайших царей.
О, взгляни на несчастную землю,
Что покорна порядку вещей!
Эту «скорбную песню» поет Боэций (480-524 гг.), последний политик античного мира, первый вундеркинд Европы и, безусловно, яркий христианский мыслитель, не без тени стоицизма («прочь надежду совсем, и страхи тоже»). В своем самом знаменитом произведении «Утешении философией» автор подводит итоги жизни: он в тюрьме, осужден по навету и, ожидая казни, ведет диалог с навестившей его Философией. К ней обращены его полные горечи слова, у нее Боэций ищет утешения в своей печали из-за несправедливого обвинения и незаслуженного наказания. Книгой зачитывались в Средние века, но и сегодня она находит своих читателей. Ведь страсти в человеке кипят сегодня не меньше, чем тогда, а смятение духа и отчаяние нам тоже знакомо не понаслышке.
Философия приходит к Боэцию с утешением, но не как к несправедливо гонимому, а как к «сбившемуся с пути» человеку:
Тех же людей, кто собьется
С правой дороги, нарушив
Мира закон вековечный,
Горький исход постигает.
Боэций сбился с пути, и Философия помогает ему проснуться от «летаргии», справиться с болезнью расстроенного ума. «Кто же в трепет повергнут, покорен страсти»: болезнь смятения проникла в душу через изъян - страсти. «Как же могло случиться, что, зная начало, ты не представляешь, что есть конечная цель всего сущего? Но таковы уж свойства страстей. Они могут потрясти человека, отдалить его от самого себя, но изменить его до основания не могут». Философия рассеивает тучи скорби и помогает философу увидеть небо.
Главная причина его болезни, оказывается, состоит в том, что он «забыл, что есть сам». «Тебя сбило с пути забвение, поэтому ты печалишься о том, что сослан и лишен всего имущества. А поскольку ты действительно не знаешь, какова конечная цель всего сущего, то и считаешь негодяев и злодеев могучими и счастливыми, ибо предал забвению, посредством каких установлений управляется мир. Ты полагаешь, что перемены Фортуны случаются без вмешательства управителя. В этом и есть причины, ведущие не только к болезни, но и к гибели. Если бы ты познал себя, ты обладал бы тем, что никогда не пожелал бы выпустить и что Фортуна, покидая тебя, не смогла бы унести. И запомни, блаженство не может быть заключено в случайных вещах», - говорит Боэцию Философия. Не стоит называть себя несчастливым только потому, что счастье ушло, важно сопоставив меру своих радостей и печалей, по сути, смириться.
Боэций согласен с тем, что мир управляется не случайностью, что Создатель руководит своим творением. «Из этой маленькой искры возгорится пламя жизни, - уверена Философия и восклицает - не бойся ничего!»