У митр. Иоанн Зизиуласа есть книга «Бытие как общение. Очерки о личности и Церкви», в которой он утверждает, что подлинная жизнь для человека возможна только в общении. Ничто не существует истинно в своей обособленной индивидуальности. А истинное общение возможно только по образу и подобию Св. Троицы, Лица Которой вечно пребывают в любви и общении. Размышляя над прочитанным, невольно задумываешься о современной i-человеческой ситуации. Осталось ли общение в нашей жизни или его заменила коммуникация? И что будет дальше?
Технологии информационного общества пришли на неподготовленную в духовном плане «человеческую почву». И вместо укрепления связей между людьми, мы наблюдаем распространение «всемирной паутины», втягивающей в себя одиноких индивидуумов. Техника - средство стало целью, иллюзия общения и самообман укрепляют нас в мысли, что ничего страшного не происходит, просто жизнь изменилась, а значит так тому и быть: вместо разговора текстовое сообщение, вместо дружеского рукопожатия или объятий - лайк и т.д.
Христианская культура, доминировавшая в мире многие столетия, центрировала собой мировоззрение человека. Это была вертикальная ось, на вершине которой располагалось абсолютное Благо - Бог, по мере спуска вниз по оси, благо убывало, а вместе с ним и бытие сходило на нет. Мировоззрение человека отталкивалось от полюсов «верх-низ», «рай-ад». Люди по умолчанию стремились попасть в Вечность, и итог их земной жизни был заранее понятен каждому: либо ты встаешь одесную или ошую от Бога. В своем стремлении встать одесную от Бога, люди собирались для молитвы и Причастия в Церкви, это было центральное событие в жизни каждого. Не было сомнений относительно источника бытия, и повод для сбора и общения был очевиден. Люди собирались вместе на Литургию ради Бога и приобщения к Нему, соединяясь друг с другом через Евхаристическую Чашу.
Современная ситуация меняет вертикальную ось мировоззрения человека, как и сам способ его существования. Нет единой оси смысла, приветствуется разнообразие, отвергнута монополия на Истину. Чтобы ощущать связь с другими, достаточно «выйти в сеть», не важно откуда и где. Наступило царство текущего момента! Важно здесь и сейчас, остальное иллюзорно. Такое внимание к сиюминутной ситуации отменяет старые смыслы, точнее не оставляя времени для их вживления в новую ткань взаимоотношений момента. Новые смыслы не родились пока. Отношения между людьми строятся исключительно в горизонтальной сетевой плоскости, категоричность мышления в формате «плюс - минус» не принимается. Общение между людьми сводится к обмену информацией. Взаимный интерес угасает, потребность в личном контакте сводится к минимуму, и одиночество перестает восприниматься как отклонение от нормы и проблема. Важно понять, где сегодня происходит подмена фундаментального для человека жизненного смысла, а где царит приятное разнообразие взглядов? Насколько сегодня общение сохраняет свой статус определяющего для человека способа существования? В какой мере современные формы взаимодействия людей сохраняют свойства общения? Понимает ли современный человек, что, перестав общаться, он расчеловечивается и приходит к духовному краху? Какое общение сохраняет личность и ведет ее в вечную жизнь?
Каждый из нас несет в себе свой внутренний мир и свое особое понимание внешнего мира. Западно-философская формула человеческой личности «Я=Я» как раз и говорит о стыковке человека с самим собой. В традиционном философском понимании личности просто нет, если нет этой стыковки. Есть лишь биологическое существование человеческой особи. Для того чтобы «Я» встретилось с собой, человек должен выйти за рамками своего внутреннего мира, побывать вовне и встретиться с другим человеком, а затем вернуться к себе. Именно встреча с другим – общение - помогает каждому из нас достроить себя до состояния личности, отразившись в другом, увидев себя со стороны и через это поняв себя. «Я» превращается в личность через обращённость к «другому».
[1] Общение, таким образом, становится необходимым состоянием осмысленной человеческой жизни.
С точки зрения христианского богословия, человек, будучи существом тварным, сотворенным Богом, существует в периметре необходимостей. Само человеческое существование необходимо. А сотворенность человека по образу и подобию Божию требует, чтобы человек всем своим образом жизни уподоблялся образу бытия Бога, что есть общение Лиц пресв. Троицы, основанное на любви. Любовь как способ существования Бога является Его бытием.
[2] Человек, отражаясь в Боге, стремится к истинному и вечному существованию, войти в общение с Богом и другими людьми. Для начала человек просто пытается быть, испытать неслучайность своего существования и найти точку опоры для себя в жизни. Эта опору в себе ему не найти, нужно искать вовне.
Будучи существом тварным, бытийственной основы в себе человек не имеет. Поэтому у него есть два варианта: либо найти эту основу в Боге и, придя в Церковь, через евхаристическое общение приобщиться Даров Св. Духа и соединиться таким образом с Богом и, через Причастие, и со всеми причащающимися братьями и сестрами. Либо человек погружается в свободное отрицание истинного бытия и приходит к нигилизму, как, например, Фридрих Ницше. Выбор пути может быть не всегда и не совсем очевиден выбирающему.
Обратимся к настоящему моменту и ситуации с человеческим общением сегодня. Мы живем в эпоху всеобщей связанности посредством мобильных телефонов и различных электронных устройств. Большинство из нас пребывает «на связи» практически постоянно, при этом содержательно «связь» никак не характеризуема. Это просто технически обустроенная возможность вступить в контакт с другим человеком в любой момент времени. Человек нового «связанного» мира имеет статус «Доступен», но содержательно это не означает, что он общается или даже готов к общению.
Даже оказываясь физически рядом, мы не пребываем вместе, но уходим в он-лайн. Западные публицисты называют наше время эпохой availability (доступности). Какова природа этого нового типа связи и доступности? Во-первых, пребывание на связи (пусть даже активное, в режиме обмена сообщениями) исключает личный контакт и совсем не означает общения как опыта совместного бытия людей. Мы обмениваемся сообщениями чаще, чем даже говорим по телефону. А ведь текстовое сообщение - это нарратив, его можно не отправлять сразу, можно отредактировать или позаимствовать текст. Вместо живого разговора, в ходе которого человек проявляет себя, в сообщении проявляется «отредактированная» версия «Я». Хороший текст предлагает заданное представление о человеке. Его воспринимают иначе, чем он есть на самом деле, и другие люди, и он сам. Это не настоящее «Я» человека выразилось в тексте, а желаемое, придуманное, которое человек хочет видеть в себе. Имеет место предпочтение общению текста! Так ведь, собственно, никто и не слушает.
Уходит подлинный интерес друг к другу, его заменяет представление о себе и друг о друге. А это есть выход из реальности, из «вот этого» момента в жизни. Сейчас уходит связь друг с другом и с собой. Facebook, как и любая другая сеть, предлагает автоматическое вневременное внимание тому, что написали участники. Важным становится ощущение – отсутствие одиночества в силу виртуальных контактов. Таким образом появляется иллюзия преодоления одиночества, через привлечение внимания к себе (размещение фотографий, обновления профиля в соцсетях, перепосты) и своего внимания на других (лайки и проч.), точнее результаты их самовыражения в виртуальной реальности.
По сути, возникает новая формула личности. Если в эпоху модерна была актуальна формула «Я=Я», то сегодня это «Я = Я делюсь». По сути, я есть тогда и в тот момент, когда отправляю сообщение, ставлю лайк или делаю перепост. Бытие современного человека сократилось в своем масштабе до момента отправки сообщения, то есть именно путем самоизоляции от всего окружающего и окружающих в момента концентрации на сообщении. Какая сиюминутность существования! Какое пристальное внимание к текущему моменту и полное забвение глобального смысла жизни, её непреходящей ценности и ценности общения с людьми. Какое уж там внимание к близким, почтение к старшим, интерес к детям и прочие сложности?..
Участвуя в подписке или комментируя информацию в соцсетях, мы испытываем радость не от общения, а от того, что делимся новостями. Параллельно возникает еще и своего рода новый субъект - виртуальное «Я». Это виртуальный субъект, вне настоящего бытия. Он не равен моему «Я»), хотя и получает свое автономное существование через формулу «Я=Я делюсь». То есть я поделился информацией, фотографией, сделал перепост - я самовыразился, следовательно я существую. И этого оказывается достаточно! Обрывки смыслов, связей, восторг от участия в переписке, от эффекта погруженности в некое действо. На самом деле имеет место чистая симуляция отношений. Если человек стал не приятен, его можно просто удалить из друзей и никаких объяснений! Любые связи могут завязываться в гиппереальности и прерываться, изменяться в любое время путем простых технических манипуляций.
Еще одно измерение моего виртуального «Я»: оно мне не дается извне, я создаю его сам, путем создания своего профиля в соцсети: я его редактирую, создаю свой особый виртуальный имидж, присваиваю аватар. То есть мое виртуальное я, в виде почтового ящика или странички в фейсбуке, продолжает жить уже своей жизнью, параллельной с моей собственной, человеческой жизнью. Это ли не вершина симуляции – фейковое «я»?
Мы лишаемся спонтанности и живости общения и не скорбим об этом! То есть изменения уже произошли, и с ними надо научиться жить, проанализировав ситуацию с духовной точки зрения и приняв меры. Человек перестает выражать себя подлинного, ему больше не нужно ни уединение, ни рефлексия. Более того, он боится этого, потому что рискует увидеть отличие «я» реального от «я» придуманного. Имеет место какая-то адская игра в жизнь вместо жизни! А участники совершенно «не парятся» по этому проводу, не задумываясь, что фактически идет процесс их расчеловечивания. Важно заметить, что речь уже не идет о дилемме духовной жизни и духовной смерти. Тут вопрос еще фундаментальнее – а человек-то еще остался или его уже нет? Есть, кому умирать или выживать?
Сегодня многие из нас уже согласились на новую общественную ценность - обмен информацией. Более того, коммуникацию мы очевидно стали ценить выше общения как такового. Даже находясь в одном офисе, сослуживцы часто предпочитают обмениваться сообщениями вместо личного общения или хотя бы звонка по телефону. Общение с друзьями по телефону, скайпу или через соцсети практически нивелирует необходимость личной встречи, особенно если этому препятствует расстояние, время и проч. Разрушаются привычные виды связи между людьми, а новые не образуются - возникает новая глубинная разобщенность, когда люди вроде бы пребывают рядом друг с другом, но они не вместе. Наступает эра тотального одиночества, хотя при этом каждый остается «доступен» и постоянно пребывает на связи.
Однако наивно полагать, что во всем этом виноват новый технологический уклад. Бессмысленно сокрушаться о происходящих стремительных изменениях в окружающем материальном мире, которые создают условия для постоянной коммуникации. Эти условия созданы человеком, его творческим усилием, и он сам волен злоупотреблять ими в отсутствие глубокого понимания духовной стороны вопроса и самодисциплины в отношении зон риска. Человек не свободен не думать и не рефлексировать по поводу важнейших смыслов в жизни в контексте своей новой реальности (а не гиперреальности), это одна из наших необходимостей, предзаданных свыше. Первична духовная связь людей друг с другом, а не скорость интернета и количество отправленных сообщений. Технология - изобретение человека, мы постоянно пребываем в поле горизонтальных связей. Чтобы сохраниться как человек, каждый из нас должен вернуть в свою жизнь вертикальную ось смысла с отмеченными на ней «верхом» и «низом», где наверху нужно увидеть Бога как первичную реальность, источник и причину бытия всего и всех, а внизу себя со своими гаджетами и новыми привычками.
Непонимание духовной стороны технологического прогресса и невнимание к себе и своим слабостям на этом поле приводит к переносу и модификации личных страстей в сетевое пространство. Прямое следствие – углубление процесса индивидуализации каждого и, как следствие, разобщенность людей между собой.
Разобщенность преодолеваема через обретение единства между собой, единство органического свойства, а не юридического, политического или национального. Все перечисленные «единства» - от человека, а значит не имеют в себе бытийственной основы, они спекулятивны. Все, что идет от человека, имеет бытийственный статус лишь в той мере, в какой человек сам им обладает, то есть насколько он приобщен Божественной реальности.
Преп. Авва Дорофей, палестинский подвижник VI века, в одном из своих душеполезных поучений говорит о единстве людей, приводя в пример круг, в центре которого находится Бог. А радиусы, ведущие от окружности к центру - это пути жизни людей. По мере приближения к центру - к Богу - люди становятся ближе и друг к другу. Тоже происходит и при удалении от центра - удаление от Бога удаляет людей друг от друга. «Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален от ближнего. Если же возлюбим Бога, то насколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом». [3]
Священное Писание многократно говорит о единодушии сердца и души (Деян. 4;32). Нужно иметь сердце и душу и общаться через них, тогда и реальность единодушия будет иметь смысл. Едва ли переписка в обезличенном формате предполагает участие души и сердца человека.
Христос молился Отцу за всех: «Да все едино будут: якоже Ты, Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин.17; 20-21). Спаситель просит союза любви, единомыслия и мира - союза, приводящего верующих к духовному единству.
«Аз и Отец едино Есма» (Ин.10;30). Господь направляет Церковь свою к такому же единству: «И будет едино стадо и един Пастырь» (Ин.10;16). Один из учителей древней Церкви, свт. Киприан Карфагенский говорил о единстве людей в Церкви по образцу единства Лиц Пресв. Троицы. Это единство вечное и неизменное. Именно к этому единству направлял Спаситель Свой новый народ - Свою Церковь - возрожденный Его пришествием на землю. Главное в деле спасения человека - привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем, «истребив лукавое сечение, восстановив первобытное единство.
[4] Эта цитата приведена священномучеником Иларионом из творений свт. Василия Великого, который считал, что человеческое естество до грехопадения было именно образом Божественной Триединой Сущности. Главная цель Церкви - восстановление поврежденного грехом единого человеческого естества. В Церкви много лиц, но природа её едина, и сама Церковь есть единство во множестве, где отдельные личности - только носители единого естества без разделения между собою.
[5] «Во Христе мы сделались сотелесными, приобщившись единой Плоти и помазанные единству единым Духом Святым, и так как Христос не разделяет, мы все в Нем едино. Поэтому Он и говорил Небесному Отцу: Да будут едино, как Мы едино (Ин.17;22)».
[6] Таким образом, в Церкви достигается единство людей не только по духу единомыслия, но и по природе. Все размышления и модели человеческого единства вне Церкви - это мечты и самообман, основанный на меняющемся человеческом опыте, нестойкой воле, обновляемых модой идеях и внешних обстоятельствах.
Христос принес с собой Благую весть для каждого человека не только Своего времени, но и для всех последующих поколений - возможность через Него приобщится к свободе от своей биологической жизни и её необходимостей. То есть трагедии индивидуализма, разобщенности и смерти можно избежать. Благодаря Христу, человек может существовать не на основе законов природы и внешних обстоятельств, а на основе отношений с Богом, утверждая свое существование как личное, а не выдуманное. А для этого нужна рефлексия, возвращение к себе и размышление о собственной жизни и осознание греховности своих поступков (а не уход от себя в гиперреальность), жизнь в благодати Св.Духа в Церкви. То есть нужно плодить не виртуальные свои ипостаси, а работать над своей церковной ипостасью, сделав свою жизнь радиусом аввы Дорофея и двигаясь к Центру-Богу, приближая свою человеческую ипостась (личность) к божественной Ипостаси Сына Божия. В противном случае, человек удаляется от Центра-Бога, от других и теряет себя, умирая духовно.
[1] П.А. Сапронов. «Человек среди людей».
[2] митр. Иоанн Зизиулас. «Бытие как общение».
[3] преп. Авва Дорофей. Душеполезные поучения, поучение 42.
[4] Свщмч. Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви.
[5] Там же.
[6] Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна.